en


Последнее обновление:
30.07.2018 г.

Краткая история

В течение многих коммунистических лет богословие в России официально существовало всего лишь в двух духовных академиях - Московской и Ленинградской. При этом в их стенах не могло быть и речи о свободном обсуждении проблем взаимоотношения науки и богословия - академии находились под контролем КГБ. В то время эти вопросы могли обсуждаться только в нелегальных кружках. Аналогично обстояло дело и с философией, которая, как известно, отождествлялась с марксизмом-ленинизмом.

Но наряду с официальными философскими и богословскими учреждениями существовали и неофициальные кружки, в которых свободно обсуждались вопросы связи науки, философии и богословия. В Москве подобные собрания проводились на частных квартирах под руководством о.Александра Меня. В Ленинграде в течение многих лет действовал кружок на квартире профессора астрономии, впоследствии православной монахини Елены Ивановны Казимирчак-Полонской. Деятельность этого кружка при его возникновении благословил о. Василий Лесняк. Среди членов этого кружка были известные ученые - математики, физики, астрономы, ученые-гуманитарии, литераторы и священники Русской Православной Церкви. Один из его бывших участников - профессор физики С.Сажин сейчас работает в Англии, другой участник - профессор А.Березин - в Канаде.

В годы перестройки существовавшие философские и богословские кружки вышли из подполья. В ноябре 1991 года произошло эпохальное событие - в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась международная конференция по вопросам связи науки, философии и богословия. Один из ее участников, ученый-астроном из Пулковской обсерватории Сергей Анатольевич Гриб в то время организовывал православное религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге. С.А.Гриб с молодости изучал русскую религиозную философию. Он знал известного старца Симеона Печерского, более 20 лет дружил с о.Александром Менем. Со студенческих лет С.А.Гриба преследовали за религиозные убеждения. С.А.Гриб был идейным организатором вышеупомянутого научно-философского кружка в Ленинграде (в начале 70-х годов) и принимал в них активное участие.

В феврале 1992 года было создано Санкт-Петербургское религиозно-философское общество имени Владимира Соловьева (СПбОС), однако его официальна регистрация состоялась только в июле 1993 года. Обществу было присвоено им Владимира Соловьева, одного из онователей русской религиозной философии. Целью общества является возрождение русской религиозно-философской мысли путем проведения собраний, семинаров, конференций и привлечением на них ученых, философов, богословов и всех людей, интересующихся русской религиозно-философской мыслью и ее значением для современности; а также изданием трудов конференций и размещением материалов в сети INTERNET. Члены общества считают себя продолжателями дела существовавшего до 1917 года в Петрограде религиозно-философского общества.

СПбОС - некоммерческая организация, насчитывающая в своих рядах около 60 членов. Президентом общества избран его основатель С.А.Гриб. Несмотря на почти полное отсутствие финансовой поддержки, усилиями общества было организовано 3 международные конференции и несколько международных семинаров.

Первым важным событием в жизни общества стала организация международной конференции "Возрождение русской религиозно-философской мысли", состоявшейс в марте 1993 года в актовом зале СПб духовной академии . Конференцию благословил профессор академии, архиеп. Михаил (Мудьюгин). Одним из докладов на конференции был "Уроки русской религиозной философии" (С.А.Гриб). На заседании "Проблемы науки и богословия в рамках православной и западно-христианской традиций" известный космолог А.А.Гриб (СПб университет экономики и финансов) сделал доклад "В поисках истинной реальности. Проблема всеединства в русской философии и современной физике", о.Кирилл Копейкин (член СПбОС) - "Вера и знание: век XIX и век XX", С.А.Гриб - "Наука и богословие. Границы и антиномии: ученое незнание и неученое знание", T.Сойдла (СПб институт цитологии) - "Биологические тексты и духовные ценности". Состоялось также две лекции - о.Кристиана Хойга (Копенгаген, Дания) "Обретение С.Булгакова" и проф. В.Дитриха (Марбург, Германия) "Универсализм русской философии". К сожалению, некоторые зарубежные участники были напуганы политической нестабильностью в России в то время и не приехали. Конференция завершилась круглым столом. Материалы конференции были изданы отдельным сборником в сентябре 1993 года.

14 и 15 мая 1994 года обществом был организован международный философский семинар "Наука. Богословие. Религиозная философия и современность". Среди его участников были о.Рихард Чемус (католический священник из Рима, являющийся сейчас ректором Руссикума) и д-р Микелина Теначе (автор книги о В.Соловьеве). Участники фестиваля делали доклады о значении русской мысли для развития Западной философии. Архиепископ Михаил стал почетным членом общества.

В 1994 СПбОС заключило соглашения о сотрудничестве с Парижским и Женевским обществами В.Соловьева, результатом которого стало проведение 22-23 сентябр 1995 года в Спб духовной академии и СПб гос. университете международной конференции "Христианство и русская религиозная философия". Конференцию благословил архиепископ Михаил. Первое заседание конференции "Христианские корни русской религиозной философии" проводил С.А.Гриб, говоривший о значении русской религиозной философии для современности. Французская участница конференции из Бордо Мари Ден отметила важную черту русской религиозной философии - поиск равновесия между ее открытостью миру и верности православному преданию. На втором заседании "Церковь и государство" проф. Патрик де Лобье (Женева) и Бернар Маршадье (Президент Парижского общества В.Соловьева) сделали обзор статей. На третьем заседании о.Кирилл Копейкин выступил с докладом "Действительно ли наука находится в кризисе или это только временное явление, отражающее современный этап развития цивилизации?" Западные участники живо отреагировали на точку зрени С.А.Гриба, что конфликт между наукой и богословием более присущ Западному, католическому миропониманию чем Восточному, православному. Конференци завершилась вечером, посвященным В.Соловьеву.

В 1996-97 годах проходили регулярные собрания общества в церкви св.Екатерины на Съездовской линии. Зимой 1997 года состоялось собрание, посвященное памяти православного священника и философа о.Владимира Каменского, скончавшегося в 1969 году. После октябрьской революции он был участником философского семинара, возглавлявшегося известным русским философом Н.Лосским. В конце своей жизни о.Владимир был духовником Ленинградской духовной академии. Весной того же года на заседании общества доклад о биологической эволюции и христианском подходе к ней сделал профессор СПб гос. университета Л.З.Кайданов (скончавшийся в январе 1998 года). В период с февраля по июнь 1997 года С.А.Гриб читал курс лекций по астрофизике и русской религиозной философии, поддержанный фондом Темплтона, в СПб академии художеств.

10 и 11 октября 1997 года состоялся международный семинар "Онтологические вопросы современной астрономии и фундаментальной науки", посвященный 95 годовщине со дня рождения вышеупомянутой ученой-астронома и православной монахини Е.И.Казимирчак-Полонской, похороненной на кладбище Пулковской обсерватории. В первый день заседания проходили в Пулковской обсерватории, во второй - в церкви св.Екатерины. Среди выступавших было 2 православных священника и один католический - о.Франсуа Брюн. Президент ESSSAT (Европейское общество изучения науки и богословия) д-р Ульф Гёрман и 5 членов ESSSAT принимали участие в семинаре с докладами. Всего было 15 сообщений, мемориальные выступления С.А.Гриба и о.Виталия Головатенко (СПб консерватория). В перерыве между заседаниями в первый день была отслужена панихида у могилы монахини Елены. А.А.Гриб выступал с докладом о значении антропного принципа в космологии, проф. Ю.С.Владимиров из МГУ (организатор научно-философского семинара в МГУ) - о фундаментальной физике, философии и религии. Вечером первого дня конференции было совершено покушение на председателя оргкомитета С.А.Гриба. Он находился 2 недели без сознания и провел 40 дней в больнице. Преступление раскрыто не было и причины его неизвестны.

В 1998 году 3 члена СПбОС (С.А.Гриб, А.А.Гриб и М.Прокопенко) принимали участие в конференции, проводимой под эгидой ESSSAT в Англии на тему о роли личности в науке и богословии и выступали с докладами. В 1998 году состоялось 5 заседаний СПбОС (первое и второе - в церкви св.Екатерины, остальные - в музыкальной школе) и 2 собрания на квартире члена общества Л.Шутенковой. Три из пяти заседаний были преимущественно организационными, а два других были посвящены выдающемуся русскому философу Николаю Бердяеву . 22 марта (в память 50-ой годовщины со дня смерти Бердяева) С.А.Гриб читал свой доклад "Тоска по трансцендентному" и затем некоторые участники говорили о личном восприятии философии Бердяева. 27 ноября Ганс Гуннар Аден из Швеции выступал с докладом "Актуальность философии Бердяева" о собственном отношении к Бердяеву и о значении философии Бердяева на Западе.

Первое заседание в 1999г. состоялось 29 января. Многие члены Общества выступили со словами о собственном видении смысла Бытия и роли собственного духовного опыта в познании. В марте состоялось 2 заседания. На собрании 12 марта был продолжен разговор ог смысле Бытия, а 18 марта выступил профессор Санкт-Петербургского института этнографии А.И.Родионов с докладом об Исламе, его истории и современном положении. Заседание 26 мая началось с дискуссии о различных аспектах русской философии. Затем бывший член Общества Ф.Костенко сделал сообщение о своем участии в международной конференции "Religion and Science: Tension, Accomodation and Engagement", состоявшейся в мае в США.

В сезоне 1999-2000гг. состоялось 4 заседания, в основном на них шли дискуссии. На заседании 24 марта с докладом о роли христианства в современной Европе выступал директор Хельсинского института изучения науки и богословия А.Гавард. В апреле 2000г. четверо членов Общества (А.Гриб, М.Прокопенко, А.Красильщиков и Ф.Костенко) принимали участие в VIII конференции ESSSAT в Лионе (Франция).